Возврат просроченного товара — это законно?
Мария Кузьмина,
эксперт по финансовому законодательству
Уже почти год действует Закон о торговле1 , но ответственность за его нарушение введена только с 1 января 2011 года (см. с. 12). Например, штрафы за навязывание условий о возврате просроченного товара.
Возврат или обратный выкуп?
Если прежде возвраты просроченной продукции были возможны без заключения договора обратного выкупа, то теперь это сделать довольно затруднительно.
Например, раньше компания-продавец могла реализовывать товар через торговую сеть по договору комиссии (или по договору поставки
с элементами комиссии), то есть фактически оставаясь собственником всей переданной на реализацию партии товара. Это позволяло свободно оформлять возврат просроченного товара, избегая заключения дополнительного договора на обратный выкуп, который всегда вызывал множество вопросов у налоговиков.
Теперь за использование в оптовой торговле договора комиссии или смешанного договора с существенными элементами комиссии установлена серьезная административная ответственность: штраф для юридических лиц составляет от 1,5 до 4 миллионов рублей, а для должностных лиц?— от 10 до 50 тысяч рублей2 . Причем штрафам могут подвергнуться обе стороны договора?— в зависимости от степени вины каждой из них.
от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ
Статья 13
1. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:
<...> 2) навязывать контрагенту условия:
<...> и) о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации <...>.
от 17 июля 2010 г. № ИА/22313
<...> навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
Навязыванием контрагенту условий договора является направление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента <...>.
Федеральный закон
от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ
Статья 3
<...> 2. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
— не соответствуют требованиям нормативных документов;
— имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее — органы государственного надзора и контроля) при проверке таких продуктов, материалов и изделий <...>.
СанПиН 2.3.4.545-96,
утв. Постановлением
Госкомсанэпиднадзора РФ
от 25 сентября 1996 г. № 20
3.11.8. Хлеб и хлебобулочные изделия могут находиться в продаже на предприятиях торговли после выхода из печи не более:
— 36 часов — хлеб из ржаной и ржано-пшеничной и ржаной обдирной муки, а также смеси пшеничной и ржаной сортовой муки;
— 24 часов — хлеб из пшенично-ржаной и пшеничной обойной муки, хлеб и хлебобулочные изделия массой более 200 г из сортовой пшеничной, ржаной сеянной муки;
— 16 часов — мелкоштучные изделия массой 200 г и менее (включая бублики).
По истечении этих сроков продажа хлеба и хлебобулочных изделий запрещается, и они подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые
Также раньше некоторые компании работали по договору поставки с условием о переходе права собственности по мере оплаты. Это и сейчас не запрещено. Но следует иметь в виду, что в этом случае покупатель не может распоряжаться товаром до того, как рассчитается с поставщиком. Если же торговая организация продала товар, фактически не являясь его собственником, то в этом случае считается, что договором предусмотрен переход права собственности по отгрузке. То есть сделка рассматривается исходя из фактических взаимоотношений между сторонами, а не формального толкования условий договора3 .
Таким образом, в большинстве случаев возврат просроченного товара оформляется как обратный выкуп с заключением отдельного договора купли-продажи. Но чтобы классифицировать эту операцию именно как возврат, условие о порядке возврата (обратного выкупа) просроченной продукции должно быть зафиксировано в договоре поставки.
Законный возврат
Напомним, что Закон о торговле запрещает торговым сетям и их поставщикам навязывать контрагентам определенные условия. Например, касающиеся возврата просроченных продовольственных товаров.
То есть при навязывании условий о возврате продовольственных товаров, возможность возврата которых прямо не предусмотрена в законодательстве, компанию могут оштрафовать. Штраф за такую провинность предусмотрен в размере от 2,5 до 5 миллионов рублей?— для юридических лиц и от 30 до 50 тысяч рублей?— для должностных лиц4 .
Так что же означает термин «навязывание условий»? Его расшифровка приведена в письме ФАС России от 17 июля 2010 года № ИА/22313.
Так что, чтобы доказать факт навязывания условий, компания должна документально подтвердить свое несогласие с условиями договора, предлагаемыми торговой сетью. Например, это может быть протокол разногласий к заключаемому договору, деловая переписка и т. д.
Ведь в этом же письме указано, что добровольное включение условия о возврате поставщику или производителю товаров, не проданных по истечении определенного срока, не является навязыванием условий.
Однако здесь есть один важный нюанс. В рассмотренном письме речь идет о возврате черствого хлеба, возможность возврата которого прямо предусматривается законодательством (см. СанПиН 2.3.4.545-96).
Обратите внимание: в данном случае именно на поставщика хлебобулочной продукции законом возложена обязанность переработать или уничтожить просроченные изделия независимо от того, кто является их собственником. Поэтому компания — поставщик хлебобулочных изделий имеет право учесть расходы на их переработку или уничтожение при налогообложении прибыли. Такое же мнение высказали и специалисты Минфина России в своих письмах5 . Кстати, в них идет речь именно о возврате хлебобулочной продукции. Причем финансисты подчеркнули, что при обратном выкупе хлебобулочной «просрочки» необходимо учитывать основания, указанные в Законе о безопасности пищевых продуктов6 , а также установленные сроки реализации продукции. Если же основания, предусмотренные этим законом, отсутствуют и сроки реализации продукции еще не истекли, то расходы на обратный выкуп не являются обоснованными, а значит, не подлежат учету при исчислении налога на прибыль.
Несколько иная ситуация возникает с НДС. Финансисты настаивают на том, что даже в случае «законного» возврата просроченного товара НДС к вычету принять нельзя. Ведь тогда не выполняется условие, установленное Налоговым кодексом для вычета: выкупленные поставщиком просроченные хлебобулочные изделия не используются в деятельности, облагаемой НДС. Причем исходя из ситуации, изложенной в письме Минфина России7 , это касается только продукции, подлежащей уничтожению.
Если же просроченная продукция приобретается для переработки и затем конечный продукт реализуется с учетом НДС, то, по нашему мнению, вычет «входного» НДС правомерен.
Итак, с одной стороны, возврат просроченной продукции (если он предусмотрен законом) не доставит серьезных неудобств компании-поставщику, а с другой?— ничто не мешает торговой сети взять эти расходы на себя и при наличии технической возможности переработать или уничтожить «просрочку» за свой счет. А значит, в данном случае можно говорить о возможности добровольного, а не навязанного условия о возврате (если, конечно, компания-поставщик не представит документально подтвержденное доказательство обратного).
Навязанный возврат
Совершенно другая ситуация возникает, если компании-поставщику возвращают, допустим, просроченные мясные изделия. Возврат такого товара законодательством не предусмотрен. Более того, эта продукция входит в Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению8 и поэтому не могут быть предметом-купли продажи.
То есть в данном случае условие об обратном выкупе товара с истекшим сроком годности прямо противоречит требованиям закона.
Именно владелец просроченных пищевых продуктов обязан изъять их из оборота и оплатить все расходы, связанные с утилизацией или уничтожением9 .
Поэтому даже при отсутствии документально подтвержденного факта несогласия есть все основания полагать, что условие о возврате, скажем, испорченных мясопродуктов является навязанным. А значит, та сторона договора, которая настояла на включении в договор подобного условия, может подвергнуться штрафу.
Подведем итоги
Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих (или просто допускающих) поставщика принять назад или выкупить просроченную пищевую продукцию после того, как право собственности на нее перешло к покупателю. Единственное исключение предусмотрено для хлебобулочных и определенных категорий кондитерских изделий. В остальных случаях все расходы по утилизации или уничтожению испорченных продуктов несет их владелец, то есть торговая сеть.
Любое условие о возврате или обратном выкупе продовольственной продукции в связи с истечением срока годности (если это не хлебобулочные или определенные виды кондитерских изделий) противоречит закону
По нашему мнению, любое условие о возврате или обратном выкупе продовольственной продукции в связи с истечением срока годности (если это не хлебобулочные или определенные виды кондитерских изделий) противоречит закону, а значит, для стороны, навязавшей это условие, есть существенный риск наложения штрафа. Поскольку положения, устанавливающие ответственность за нарушение Закона о торговле, действуют лишь с начала 2011 года, на данный момент отсутствует судебная практика по подобным спорам.
Татьяна Круглова,
юрист компании «Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и Налоговый консалтинг»
Согласно подпункту «и» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговым сетям запрещено навязывать поставщикам условия о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении срока реализации, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ.
Однако некоторыми санитарными нормами прямо предусмотрен возврат торговым предприятием пищевых продуктов с истекшим сроком годности их производителю. В частности, пунктами 3.11.20—3.11.22 СанПиН 2.3.4.545-96 (утв. пост. Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 № 20). В этом документе установлены порядок и условия возврата хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий с кремом на предприятие (кондитерские изделия с кремом могут быть возвращены на предприятие не позднее 24 ч с момента окончания срока реализации; хлеб и хлебобулочные изделия по истечении сроков продажи подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые).
По своей сути обратный выкуп является операцией по возврату товара однако схож с приобретением нового товара, так как все-таки нет возврата к первоначальному состоянию последнего. Обратный выкуп отражается в бухгалтерском учете на счете 41 «Товары» как поступление нового товара. Условие об обратном выкупе товаров, срок годности которых истек, может быть закреплено в договоре только в том случае, если обе стороны согласны. В противном случае договор может быть признан ничтожным, поскольку покупатель не может понуждать продавца к совершению сделки на невыгодных для него условиях. Важным условием, которое стороны должны оговорить в договоре поставки, является переход права собственности, поскольку от него зависит учет операций по возврату товара. По общему правилу, если иное не установлено договором или законом, право собственности у покупателя на приобретенный товар возникает с момента его передачи продавцом, однако в договоре поставки может быть также указано, что покупатель становится собственником только с момента полной оплаты товара.
Экспертиза статьи:
Сергей Родюшкин,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер-эксперт
1Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее — Закон о торговле)
2ч. 3 ст. 14.40 КоАП РФ
3информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98
4ч. 2 ст. 14.40 КоАП РФ
5письма Минфина России от 04.02.2010 № 03-03-06/4/8, от 14.09.2010 № 03-03-06/1/587
6п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ
7письмо Минфина России от 14.09.2010 № 03-03-06/1/587
8утв. пост. Правительства РФ от 16.06.1997 № 720
9п. 1 ст. 24, п. 4 ст. 25 Закона о безопасности пищевых продуктов